Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что изменения условий в функционировании государства, которые характерны для XXI века, принесли много нового в развитие взглядов и научных изысканий в области содержания деятельности прокуратуры. Это привело к появлению множества теоретических идей и практических положений относительно совершенствования деятельности прокуратуры. В настоящий момент все еще актуально стоят вопросы о границах полномочий прокуратуры, о необходимости разделения ее функций и ответственности сотрудников прокуратуры.
Правильно организованная деятельность должна в первую очередь исходить из факта признания прокуратуры в качестве органа власти.
Сегодня в науке статус прокуратуры довольно спорен в связи, с чем ведутся довольно острые дискуссии о принадлежности прокуратуры к той или иной ветви власти.
Если проанализировать основные взгляды на данный вопрос, можно вполне точно выделить основные концепции встраивания прокуратуры в механизме государственной власти: в первую очередь прокуратура должна состоять при суде и быть такой же независимой и самостоятельной как от исполнительной, так и от законодательной власти; во вторых прокуратура – это специальный орган преследования; в-третьих – это орган государства, который не зависит от других ветвей власти, прокуратура может зависеть только от закона. Дискуссии развиваются вокруг данных позиций.
Одна из основных функций государства заключена в реализации правоохранительной деятельности и правосудия. Установленные государством правовые запреты призваны охранять более существенные социальные отношения, от непоколебимости которых будет зависеть безопасность не только отдельно взятой личности, но и всего общества в целом.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод об актуальности данного исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в сфере правового регулирования организации работы органов прокуратуры.
Предмет исследования – правовое регулирование работы прокуратуры РФ.
Цель работы – сравнительно-правовой анализ организации работы прокуратуры в соответствии с российским законодательством.
На основании поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть правовые основы деятельности прокуратуры.
2. Проанализировать особенности организации работы прокуратуры Российской Федерации.
Методологическая база. С целью разрешения вопросов, поставленных для исследования, были использованы нормативные правовые акты, а также научно-учебные пособия, а кроме этого материалы периодических изданий.
Методологическая основа исследования. Метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности конституционных основ статуса прокуратуры РФ; метод системного анализа, частнонаучные (методы исследования, что позволило исследовать заявленную тему и сделать соответствующие обобщения и выводы.
Структура работы. Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Правовые основы деятельности прокуратуры
1.1 Понятие структуры органов прокуратуры РФ
Прокуратура - это своего рода специальный наблюдатель за общественно значимыми интересами. Достигается такая цель прокуратуры через реализацию ее функций, которые прямо предусмотрены законодательством.
Сам термин функция, произошел от латинского «functio» - исполнение, совершение. Данный термин в зависимости от контекста, в котором оно употребляется, может быть синонимом обязанности или круга, направления деятельности.
Некоторые исследователи содержащийся в ст. 1 ФЗ о прокуратуре, понятие функция заменяют термином основное направление деятельности. По нашему мнению, в теории данные понятия все же следует разграничивать, так как у них разное значение.
В.П. Рябцев, говоря о деятельности прокуратуры, к ее основным направлениям относит приоритеты в ее деятельности, от обеспечения которых будет зависеть законность и правовой порядок. Постоянным приоритетом надзорной деятельности прокуратуры, по мнению автора, становится вопрос соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Так как это касается многих сфер правовых отношений, учитывая состояние законности, выделяют многие сферы правовых отношений (трудовые, жилищные, пенсионные и иные права граждан).
Такое мнение поддерживается и Сухаревым А.Я. А вот Винокуров Ю.Е. направление деятельности прокуратуры понимает надзор за исполнением конкретно взятого закона, которым регулируются общественные отношения в определенно взятой сфере, при этом автор выделяет почти тридцать различных направлений .
Так, профессор Королев Г.Н. в своей статье «Сохранится ли прокуратура России как единая система?», размышляя над местом прокуратуры в системе органов государства, задается вопросом «будет ли прокуратура РФ и впредь составлять единую самостоятельную систему либо будет частью другой системы? И тогда закономерен вопрос - частью какой системы? Не хотелось бы строить домыслы, но вполне можно предположить, что этой системой может стать Министерство юстиции». Кроме того, автор указанной статьи указывает, что в связи с внесением конституционных поправок, в результате которых глава государства приобрел новые полномочия по формированию прокурорского корпуса высшего и среднего эшелонов, представляется целесообразным внести предложение о том, что Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью прокуратуры России.
Джатиев В.С., предложил рассматривать прокуратуру России в качестве отдельного типа государственной власти. Кроме этого автор отметил, что логично статья 10 Конституции РФ изложить в новейшей редакции указав присутствие четырех типов деятельности государства и четырех типов органов государственной власти, определяя, таким образом, объективную природу, взаимную обусловленность и взаимные связи. Государство не сможет существовать без права, законов. Из этого предназначение органов законодательной власти – исполнение законодательной работы. Реализация законодательного предписания - предназначение органа исполнительной власти. С целью осуществления правосудия предусмотрели орган судебной власти (суд). Орган прокуратуры должен при помощи прокурорского надзора обеспечить процесс реализации законов каждым субъектом подзаконной деятельности – органом исполнительной власти, а также органом судебной власти, предприятием, учреждением, организацией, каждым должностным лицом и лицом, представляющим в правовых отношениях собственный интерес. В совокупности все четыре типа государственной деятельности являются не чем иным, как государственным управлением обществом, а четыре типа государственных органов, это специализированные по типам деятельности структурные подразделения общего государственного механизма.
Прокуратура РФ представляет собой систему органов и учреждений, расположенных в иерархическом порядке и выполняющих установленный законом спектр полномочий и задач.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
4. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах". // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
5. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 01.09.2021) // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
7. Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 11.04.2017) "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"// Официальный интернет-портал правовой информации http:www.pravo.gov.ru.-07.05.201 (Дата обращения: 03.12.2021).
Научная, учебная и специальная литература
8. Арсеньева, О.А. Отдельные направления развития организации работы органов прокуратуры /О.А. Арсеньева //Юридическая наука: Традиции и инновации. 2019. С.29.
9. Винокуров, А. Ю. Прокурорский надзор: учебник для вузов / А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров; под общей редакцией А. Ю. Винокурова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 353 с.
10. Елькина, А.В. Организация работы в органах прокуратуры /А.В. Елькина //Бизнес, менеджмент и право.2019. №2. С.18.
11. Ершов, В.В. Организация работы в органах военной прокуратуры. Уч. пособие /В.В. Ершов [и др.]. - М.: Российский государственный университет правосудия. 2018. 224 с.
12. Коршунова, О.Н. Организация работы органов прокуратуры районного звена: учебное пособие /О.Н. Коршунова. – Санкт-Петербург,2018. 256 с.
13. Тимохина, А.С. Организация работы с обращениями в органы прокуратуры /А.С. Тимохина, П.А. Коропятник //Наука сегодня: Задачи и пути их решения.2017. С.108.
14. Ульянов, А.Ю. Конституционное назначение и функции прокуратуры / А.Ю. Ульянов //Российская юстиция. 2018.№3. С.5..
15. Цыпленкова, А.Э. Теоретические основы правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации /А.Э. Цыпленкова //Актуальные проблемы уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии.2020. С.416.
16. Шакирьянов, М.М. Совершенствование организации работы в органах прокуратуры по рассмотрению электронных обращений граждан /М.М. Шакирьянов //Вестник университета прокуратуры Российской Федерации.2020. №3(77). С.58.
17. Юсуфов, А.Ш. Основные направления деятельности Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законодательства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 2. С. 198.